В числе пакета предложений — двухдневная заморозка онлайн-переводов выше 10 тысяч рублей, если банк сочтет транзакцию подозрительной. Мера вызывает массу вопросов у экспертов: насколько она соответствует процедуре, правам клиента и самого банка?
Фото: Clay Banks/unsplash.com
Центробанку предложили новые методы для борьбы с мошенничеством. Это и заморозка подозрительных переводов на эскроу-счетах, и период охлаждения в двое суток, и оформление заявления в полицию через кол-центры банков.
Пакет предложений представил экспертный совет при ЦБ, сообщили «Известия». На деле же к каждому из пунктов есть множество вопросов.
Предложения о том, как же все-таки банкам победить мошенников с их социальной инженерией, представили на экспертном совете по защите прав потребителей финуслуг при ЦБ. Пакет инициатив — это не консенсус всех участников, как можно было подумать — на самом деле это не более чем пара инициатив от пары человек, пояснили нам в самом совете. Все эти предложения обсуждаются много лет, а некоторые — в том или ином виде уже работают в жизни. Другие — вызывают много вопросов. К примеру — есть предложение замораживать онлайн-переводы суммы свыше 10 тысяч рублей, если банку такая транзакция показалась подозрительной. Критерии, почему так может показаться, размыты.
Заморозку хотят сделать на так называемом эскроу-счете, по аналогии счетов для дольщиков из строительной сферы. Разморозят, когда отправитель пройдет дополнительную проверку личности, например, введет присланный ПИН-код. Еще одно предложение — ввести период охлаждения в два дня, пока деньги висят на этом эскроу-счете. Почвы для новых видов мошенничества, здесь, к слову, не создается — вернуть деньги за честно выполненные условия сделки не получится — промежуточный счет этого сделать не даст. Однако все это не решает проблему той самой социальной инженерии — когда жертва мошенников хочет перевести им деньги, и ради этого пройдет все препоны банков. Некоторые способы все же есть, и работают они уже давно, говорит зампредседателя экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финуслуг Эльман Мехтиев:
Эльман Мехтиев зампредседателя экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финуслуг «Такая схема недостаточно проработана, и непонятно почему 10 тысяч, а не 5 тысяч, а не 15 тысяч, непонятно, почему СМС, непонятно, почему это будет защитой, если те же самые СМС перехватываются. Если человек сам находится под атакой социальной инженерии — эсэмэска эта для человека — ерунда какая-то. Любые кейсы — надо сначала посмотреть жизненность этих историй, потом посмотреть, насколько они массовые, потом посмотреть, какого рода может быть защита, например, в одном из банков пришли к выводу, что для того, чтобы снизить уровень социальной инженерии и подверженности мошенничеству со стороны людей пенсионного возраста, нужно предложить этим людям доверенное лицо. При таких сценариях доверенное лицо говорит: «да, все нормально», «нет, не нормально».
Речь идет о Сбербанке, который функцию доверенного лица ввел в начале этого года. Перед совершением онлайн-перевода сведения о нем попадают тому самому лицу, которое и решает, подозрительная транзакция или нет. При упоминании эскроу-счетов немедленно вспоминается другой метод борьбы с мошенниками, который зарекомендовал себя очень хорошо. Это схема «Авито». Доставки, когда деньги замораживаются на счете посредника, и пока продавец и покупатель не подтвердят, что товар отправлен и получен — деньги продавцу не перейдут. В предложениях совета никто не подумал, собственно, о самих банках, а также — об их добросовестных клиентах и тех случаях, когда деньги надо перевести срочно, отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин:
Иван Уклеин директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» «При осуществлении переводов, которые банку могут показаться подозрительными, ну например, клиент ранее никогда не осуществлял перевод такому физическому или юридическому лицу, или срабатывают какие-то другие индикаторы, например, отсечения по сумме. Задумка в том, чтобы блокировать этот платеж и дальше совершать некие дополнительные действия, но дьявол кроется в деталях, начиная с процедурных, заканчивая правами клиента банка, которые могут быть нарушены, и правами самого банка, который, вообще говоря, непонятно, кто ему компенсирует такой объем затрат. Что касается периода охлаждения в два дня, это тоже нарушение прав клиента банка, потому что бывают ситуации, когда требуется перечислить деньги оперативно, тут бывают и различные жизненные ситуации, и бизнес-интересы».
Еще одно предложение совета при ЦБ, которое, на первый взгляд, выглядит весьма здравым, а на поверке — никому не будет нужно — это дать возможность клиенту оформлять заявление в полицию о мошенничестве через кол-центр своего банка. И организации будут сразу отправлять все сведения в МВД, и будут выступать как сторона разбирательства. Однако: каждый день в России происходят сотни, если не тысячи случаев телефонного мошенничества — для обработки подобных объемов придется создавать отдельные кол-центры. Непонятно, на чьи деньги. А эффект от идеи может никто и не заметить: процент раскрываемости подобных преступлений невысок, вернуть переведенные деньги практически нереально, а у полиции будут оперативно и без проволочек копиться ворохи заявлений без всякой надежды на успех.
Источник: bfm.ru