Национальный расчетный депозитарий не должен получить от таких сделок выгоду. А сделки должны быть согласованы регуляторами стран. Каковы шансы на «разморозку» активов у рядовых граждан?
Фото: Фотобанк Лори
В Евросоюзе разъяснили, на каких условиях российские инвесторы могут получить доступ к своим активам. Одно из них заключается в том, что попавший под санкции Национальный расчетный депозитарий не должен получать выгоду. После этого в НРД сообщили, что временно отменяют комиссии за перевод бумаг из иностранных депозитариев. Речь идет о заблокированной собственности нескольких миллионов россиян.
Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров рассказывает о реальном кейсе, который он недавно обсуждал с коллегами. Человек унаследовал деньги или ценные бумаги, которые из-за санкций зависли. И теперь, чтобы вступить в права и распоряжаться своей собственность, придется пройти через несколько бюрократических процедур. До недавнего времени было в принципе не очень понятно, как это сделать. Европейские клиринговые центры заблокировали операции с российским Национальным депозитарием. Проще говоря, сожгли финансовый мост между российскими инвесторами и Западом. И те, кто в свое время покупал иностранные ценные бумаги или же облигации российских компаний, номинированные в валютах ныне недружественных стран, потеряли доступ к своим активам.
Изначально блокировка была связано с тем, что европейские компании опасались, что некоторые инвесторы могли оказаться под санкциями. Ну, а летом санкции ввели непосредственно против НДР. И все-таки, если вернуться к упомянутому кейсу с наследником, то шансы разблокировать собственность есть, говорит Михаил Александров.
Михаил Александров партнер адвокатского бюро А2 «В чем виноват этот человек? Он не находится под санкциями, он ничего плохого не сделал, может, он даже в России больше не живет — просто по паспорту россиянин. Другой вопрос, что это все бюрократическая процедура: это придется доказывать и прочее, и прочее. Но в целом я думаю, что шансы не нулевые. Идет обращение в сам Euroclear. Euroclear говорит, можно или нельзя, или говорит, что нужно получить соответствующую лицензию, сначала получить разрешение регулятора соответствующей страны. Это может быть сложно, это может потребовать времени и определенной бюрократии, но в целом, наверное, это возможно».
В Еврокомиссии назвали два условия, которые позволят российским инвесторам вернуть доступ к своим активам. Первое: НРД не должен получать выгоду от таких сделок. И это условие в общем-то уже выполнено — НРД сообщил, что с 16 августа и до конца сентября отменяет комиссии за перевод ценных бумаг из иностранных депозитариев. Условия номер два. Для разблокировки потребуется получить отдельную лицензию от европейских регуляторов. Видимо, имеется в виду следующее. К примеру, кто-то через брокера покупал иностранные бумаги и в цепочке был задействован европейский центр Euroclear. Это бельгийская финансовая компания и, видимо, придется получить разрешение у бельгийского казначейства. Заодно, судя по мнению экспертов, раскрыть адрес получателя платежей, чтобы доказать, что средства идут лицу, которое не попало под санкции. Комментарий управляющего одним из инвестфондов Андрея Плотникова:
Андрей Плотников управляющий инвестиционным фондом «То, что НРД отменил комиссию, это самое простое, самое легкое, что можно было сделать. Это можно было давным-давно сделать. В плане всего остального, я думаю, что технически все-таки это еще не так просто. Это же большая бюрократия, и нужно собрать очень много подписей, много разрешений, прежде чем эти бумаги могут быть разблокированы. И опять же, они сейчас находятся в НРД в виде заблокированных активов в общем количестве. И дальше нужно снова их распределять, но, чтобы было понимание, какие бумаги кому принадлежат конкретно. И я думаю, что многие люди все равно захотят либо сразу же их продать, что невыгодно, опять же, многим управляющим компаниям российским и банкам в том числе, либо их куда-то вывести от греха подальше, перевести из России, что, опять же, очень тяжело технически сделать. Но надежда всегда есть, и верить нужно».
Если же вспомнить, что заблокированные активы, по оценкам ЦБ, есть на счетах более 5 млн россиян и только в Euroclear зависло 72 млрд долларов, то представить, насколько может растянуться разблокировка, довольно сложно. И все-таки процесс хоть как-то, но пошел. Что может дать надежду тем россиянам, которые не попадали ни под какие санкции, а просто вкладывали свои накопления в зарубежные ценные бумаги и в одночасье потеряли доступ к своим средствам. Заодно надежда может появиться у иностранцев, которые вкладывали в российские ценные бумаги, но после «сожжения мостов» тоже потеряли к ним доступ.
Источник: bfm.ru