Счета на обслуживание транзита из Литвы в Калининград выставляют в валюте, уточнили власти региона. Литовский банк с 15 августа прекратил расчетные операции с РФ в рублях
Фото: Виталий Невар/Reuters
Власти Калининграда уверены, что отказ Шяуляй банка от операций в рублях не повлияет на транзит. Глава пресс-службы правительства Калининградской области Дмитрий Лысков пояснил, что счета на его обслуживание выставляются в валюте.
Другой вопрос, что через две недели, с 1 сентября, Шяуляй — последний крупный литовский банк, который работал с Россией, вовсе прекратит все операции с российскими клиентами. Ранее губернатор Калининградской области Антон Алиханов говорил, что в случае отказа банка от работы оплата транзита станет невозможной, и тогда прибалтийская страна может отказаться его пропускать.
В июле в Кремле, говоря о решении Шауляй банка, выразили надежду, что проблемы можно будет решить с помощью диалога. Если же российская сторона наткнется на непонимание, потребуются иные меры, отметил тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
В Литве же подчеркнули, что расчеты за транзит товаров на территорию Калининградской области через республику зависят только от банков и государство не может обязать их принимать платежи. Главный редактор калининградского делового портала «Руград» Никита Кузьмин отмечает, что пока в регионе никто не видит выхода из ситуации:
Никита Кузьмин главный редактор калининградского делового портала «Руград» «Шяуляй банк — единственный уполномоченный банк Литвы на работу. То есть 1 сентября получится, что ни РЖД, ни грузоперевозчики не смогут оплачивать, ввиду позиции конкретного банка в данном случае с россиянами. Есть заявление региональных властей, которые утверждают, что те грузы, которые вроде как после разъяснения Еврокомиссии пошли через границу, это преимущественно цемент, насколько я помню, то есть строительные вещи, уже не смогут ходить после 1 сентября, потому что они фактически не могут быть оплачены. Литовские официальные власти на своем уровне заявляют, что решение проблемы оплаты — это не вопрос Литвы, этот вопрос россияне должны решать самостоятельно, как они хотят это оплатить. Евросоюз дал комментарий, что в данном случае подобного рода оплата не является санкционным обременением. Получается такая ситуация, железная дорога говорит, что готова оплачивать транзит, власти заявляют, что вроде как перевезут все морем, но фактически сейчас плана нет, что делать после 1 сентября. Существующие паромные мощности объективно не могут перевезти весь объем грузов, там большие очереди. Строительные материалы в Калининграде стоят значительно дороже, условно, цена цемента сейчас в 3,5 раза дороже, чем в Петербурге. Это, естественно, повлияет на строительный комплекс, на весь региональный бизнес. Вроде как было полуофициальное заявление, что решение для пассажирского транзита найдено, и для грузового будут искать аналогичное, но кроме полуофициального заявления, никаких дальнейших шагов за две недели до прекращения не видим».
Прошлый эпизод с прекращением транзита в Калининград длился месяц. Транзитный кризис начался 18 июня после того, как Литовские железные дороги заявили, что не будут пропускать транзитные поезда в Калининград. Москва не раз указывала, что запрещенные товары везутся из одного региона России в другой и это ее внутренние дела. Литва в июле после разъяснений Еврокомиссии возобновила железнодорожный транзит санкционных товаров.
Источник: bfm.ru